ЗАКОН ПОДОБИЯ
Почему возникают противоречия?
В прошлый раз мы остановились на законе обучения, но прежде чем рассматривать его подробно я хочу ответить на вопрос, пришедший на сайт. Он очень важный и касается сути изучения законов.
Вопрос: “ Уважаемая Евгения, я увидела в Ваших рассуждениях противоречие.
Впрочем, эти взаимоисключающие утверждения давно вызывают у меня недоумение: “Такие зацикливания в своей жизни, при более внимательном ее рассмотрении, думаю, сможет найти каждый. Например, несколько браков, а все мужья зануды или пьяницы. Разные работы, а все начальники тираны и диктаторы и т.д. Мы считаем, что это они плохие и виноваты, а на самом деле сами притягиваем их в свою жизнь” - Подобное притягивает подобное?
И: “Жизнь всегда стремится к целостности, поэтому она сводит вместе того, у кого есть недостаток качества с тем, у кого его избыток”.
Так всё-таки: подобное притягивает подобное или “жизнь … сводит вместе того, у кого есть недостаток качества с тем, у кого его избыток”?
Или эти законы работают в разных сферах?
Или это разные “методы обучения”, которые имеют место в нашей жизни одновременно?”
В данном вопросе особенно важно обратить внимание на “…недоумение перед этими взаимоисключающими утверждениями…”, так оно и бывает в жизни, если рассматривать ее плоско, только в сфере происходящих событий и только со своей точки зрения. Тогда действительно все ужасно, несправедливо, запутанно, противоречиво и совершенно неразрешимо.
Русский язык дает нам подсказки в виде поговорок: “Каждый по-своему прав”, “Каждый смотрит со своей колокольни”, “Посмотри на эту ситуацию со стороны, отнесись к ней по-другому”. Становится понятно, что нужно как-то подниматься над ситуацией, рассматривать ее более широко, с разных точек зрения, в разных планах жизни. Что мы и пробуем делать.
Физический мир большой, мир психологии огромный и то, что будет противоречием в физическом, видимом, двойственном, разделенном мире, замечательно уживается на уровне энергетики, психологии и тем более в бесконечности духовного плана. Все возникающие противоречия существуют только в нашем уме. В Божественном сознании никаких противоречий нет, поэтому мир и существует, а духовное развитие необходимо нам для расширения сознания, снятия внутренних противоречий.
Что же видит наш ум? Чаще всего жертву и преследователя в разных вариациях. Сочувствует одной стороне, осуждает другую. Но что происходит на самом деле? Парадокс в том, что они одновременно в чем-то разные, буквально противоположные, чем-то похожи (подобны) и в чем-то одинаковые.
По закону дополнения, как это ни странно, они нужны друг другу и образуют очень устойчивую структуру. В данном случае жертва не видит возможности защитить себя, но соглашается с привычной ролью, а преследователь защищает себя даже тогда, когда на него никто не нападает, т.е. становится агрессивным. Не зря же говорят: “Лучшая защита – это нападение”. Налицо избыток и недостаток качества.
В психологии такие ситуации описываются законом комплементарности. Вот что написано в БСЭ по этому поводу: "...Комплементарные структуры подходят друг к другу, как ключ к замку", т.е. идеально дополняют друг друга до целостной структуры. При этом насколько сильно чувство "жертвы", настолько сильного "преследователя" человек притянет, и они оба создают равновесную, устойчивую структуру равенством своих сил.
Но стоит “жертве” задуматься: “Кто я тварь дрожащая или право имею?”, поступить не так, как всегда, дать отпор – и ситуация изменится тут же, потому что равновесие будет нарушено.
Далее мы посмотрим более глубоко: в законе отражения ("Что снаружи, то и внутри, что тебя окружает, то тебя отражает”) присутствует исследование внутреннего мира.
Жертва с преследователем, на первый взгляд, конечно противоположны, но зато они подобны (похожи) на внутреннем, психологическом уровне. И чаще всего человек в одном случае жертва, например на работе, но совершеннейший тиран дома. Тогда, разбирая рабочую ситуацию, важно обратить внимание, что в каких-то случаях он сам поступает подобным образом, а люди и ситуации на работе его отражают. При этом, жертва на внешнем уровне, одновременно является преследователем на внутреннем. Это может проявляться в осуждении окружающих, вынашивании планов мести, а в крайнем случае агрессии на самого себя, что может закончиться самоубийством.
Вот этим, согласно закону подобия, они похожи, поэтому и притягиваются. Не одинаковы, а именно подобны (вспомните треугольники в математике). На уровне психологии это подобие определяется как обоюдным несовершенством, и тогда мы - другие, враги, так и совершенством, тогда мы - друзья. Жертва и преследователь подобны именно своим несовершенством, тем, что они оба держатся за стереотип своего поведения, считают его единственно приемлемым для себя. Обратите внимание на то, что слова другой и друг однокоренные. А еще мы говорим: "друг другу", и это не случайно, потому что в бесконечности духовного мира мы не враги, а учителя, по сути друзья. На Востоке издревле существует поговорка: "Никто мне не друг и не враг, а каждый мне учитель", в данном случае слово друг относится к физическому миру двойственности и разделенности.
Меры совершенства и несовершенства разные, в зависимости от аспекта жизни, и одновременно есть в человеке, потому что он многогранен. Именно это мы имеем в виду, когда говорим: "Я узнал его с другой стороны", или "Он повернулся ко мне совсем другой стороной".
Таким образом, закон подобия привлекает к нам ситуации и людей (учителей), чтобы мы могли увидеть себя с разных сторон. А законы отражения, дополнения, причин и следствий и другие, помогают правильно понять, что нужно исправить, чему научиться, а что-то просто принять.
Вот так, на мой взгляд, эти законы нисколько не противоречат друг другу, а объединяют мир физический с миром духовным.
В заключение я расскажу вам притчу:
К Ходже Насреддину пришли два спорщика. Один изложил суть своего дела и Ходжа сказал ему: “Ты прав”, тот довольный отошел в сторону. Второй спорщик рассказал свое видение ситуации, и Ходжа тоже сказал ему: “Ты прав”. Мальчик, стоящий рядом закричал: “Как же так! Они говорили совершенно разные вещи, а ты обоим сказал: “Ты прав”?”. На что Ходжа ответил: “И ты, мальчик, тоже прав!” .
Поразмышляйте об этой притче на досуге ….
В следующем выпуске мы обязательно перейдем к всестороннему рассмотрению того, чему жизнь призывает нас научиться.
|