ОБО МНЕ ФОРУМ ЭТО БЕСПЛАТНО ЗАКАЗАТЬ ОТЗЫВЫ КОНСУЛЬТАЦИИ
   

Контакты в Казани:
8-927-403-64-27 Евгения

Пишите на электронную почту

(superpriz собачка yandex точка ru )

Добавить в избранное



ВСТУПАЙТЕ В ГРУППУ, БУДЬТЕ В КУРСЕ:




ДРУЗЬЯ САЙТА


Нажав кнопку "Нравится" в конце страницы, Вы попадаете в группу друзей сайта


ОБЩАТЬСЯ С НАМИ В ГРУППАХ:

Группа vk.com Группа в Группа в Facebook


Чашечка мудрости к завтраку
Подписаться письмом






все новости...

Свияжск


Остров-град Свияжск расположен в живописном устье реки Свияги на высоком холме-останце площадью 62 гектара в 30 км от Казани. Изобильная природа окрестных мелководий, заливов и островов издревле привлекала человека. Позднее судьба Свияжска сложилась так, что небольшое пространство острова взрывали события, связанные с важнейшими, изломными моментами отечественной истории.

Краткая история

Свияжск известен с 18 века, изначально как место совершения языческих обрядов. После основания в 1551 году города и монастырей он несколько веков был общероссийской православной святыней. Здесь были созданы архитектурные и живописные шедевры, ставшие значительными либо уникальными памятниками истории и культуры.
После 1917 года в Свияжске начались репрессии. В ходе гражданской войны в 1918 году под Свияжском происходят ожесточённые бои. С конца 20-х годов Свияжск являлся местом изоляции заключённых, филиалом ГУЛАГа. Он приходит в запустение, уничтожаются и подвергаются поруганию церковные святыни, памятники истории и культуры. В монастыре на острове размещается психиатрическая лечебница. Лишь в 1960 году Свияжск был объявлен памятником истории и культуры России, а спустя 2 десятилетия включён в проект Списка таких памятников СССР. Сейчас остров-град Свияжск включён в предварительный список культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

Свияжский кирмен

В булгарских и старотатарских легендах 11-12 веков Круглая гора часто упоминается как «кара кирмен» – чёрная крепость. Тогда гора не была островом, а имела а связь с материком. Слово кирмен можно перевести как запретное место. Здесь устраивались мольбища, ставились изображения кумиров, идолов. Остров Круглая гора считался у булгар и сувар священным (киреметь). Даже вход в священные рощи был запрещён. За нарушение этого правила казнился весь род человека. Считалось, что киремети приносят зло человеку. Чтобы задобрить злых духов язычники сувары приносили в жертву животных. Мясо животных варилось и съедалось участниками, а шкуры развешивались на деревьях. Одним из таких священных мест и был нынешний остров Свияжск. Свияжский кирмен прекратил своё существование в 16 веке в связи с постройкой Иваном Грозным на острове города-крепости Свияжска, а лес был использован при возведении крепостных стен.

Крепость на Круглой горе

Круглая гора была обнесена стеной в 1200 сажен. В стене было устроено 7 ворот. Для тайных вылазок во время военных действий пробили в земле 3 тайника: 2 к реке Свияге и 1 к реке Щуке. В стенах располагалось много башен и стрельниц. Некоторые носили особые названия: стрельница Кривая, Круглая, Грановитая, Коробоватая. Главными воротами считались Рождественские. С внешней стороны висела икона Алексея Чудотворца. На всех воротах висели образы определённых святых.  В сторону Свияги и Щуки город имел самые мощные укрепления. Пушки, стоявшие в воротах имели особые названия: Змей, Дракон, граф Свистун и другие. Самыми крупными воротами выделяли Рождественские с пушкой «Девкина голова». В гарнизоне насчитывалось 417 стрельников, 20 пушкарей и их начальники.
После взятия Казани обширная территория ханства была разделена на 2 уезда – Казанский, левобережный, и Свияжский, правобережный, с образованием Царства Казанского, управляемого из Москвы Приказом Казанского дворца. С исчезновением ханства свияжская крепость утратила своё главное предназначение опорной базы. В крае не затухали восстания, и город-крепость превращается в постоянный форпост колонизации и христианизации на Волге, надёжную базу Московского государства.
Верхушку служебной пирамиды занимал Большой воевода. Он считался наместником царя в городе и уезде, правил всем и всеми, исключая духовенство. В городе было всего 9 улиц. Для спуска из города имелось 16 лестниц. У Рождественских ворот раскинулась площадь, где находились 2 тюрьмы и царская светлица, на случай приезда Великого князя московского, и дьячья изба. Внутри города-крепости жили не только высокопоставленные чиновники и духовенство, но и служилый люд рангом ниже.
С северо-востока и юго-востока крепость окружал посад. На посаде выделялась царская светлица с тремя дворами. На одном останавливались царские воеводы, на другом – городские таможенники, на третьем делали ямчугу и селитру. Посад делился на 9 улиц. Город и посад были перенасыщены ремеслом и торговлей, покупательский спрос заметно отставал от предложения. Вскоре коммерческие страсти переместились в Казань.
Формирование населения Свияжска было долгим и сложным процессом. Значительная часть жителей – выходцы из Рязанской земли. Уже в первые годы появились татары. Оставили свой след стрельцы из немцев и поляков. Не обошлось без чувашей и мари. Этот пёстрый конгломерат переварился в конце-концов в общем котле. В социальном отношении жители Свияжска делились на три категории: государевы служащие, духовенство и обитатели посада – самое многочисленное пёстрое податное сословие. Грамотой Ивана 4 свияжским духовным пастырям, возглавляемым святителем Германом, архимандритом Успено-Богородицкого монастыря, был дарован статус неподсудности светским властям. Всех жителей Свияжска в пору его взлёта насчитывалось более 4000 человек. Это две трети Казани того времени. Военно-административный городок на холме всё заметнее превращался в центр православной колонизации Среднего Поволжья, распространения христианской культуры.
В крае на протяжении многих лет 16 века полыхали восстания. 1606 год особенно памятен в свияжской истории. В пределах Казанского Поволжья появился некто Илейка Горчаков – беглый холоп свияжского стрелецкого головы. Возле Вязовых он собрал до 4000 гулящих людей и объявил себя царевичем Петром, племянником царя Фёдора, и что идёт он к дяде Дмитрию. Однако, узнав о гибели Лжедмитрия, проскользнул мимо Казани в низовье.
Брожение умов на холме возрастало. В конце года вспыхнул мятеж. Свияжане изменили царю Василию Шуйскому и присягнули «тушинскому вору». Но восстание было всё же подавлено. Дважды, в 1610-11 годах город осаждали восставшие чуваши и черемисы – взять не смогли. Свияжане осаду выдержали, запершись в крепости. После бурных потрясений смутной поры в край пришло умиротворение. Селения отстроились и раздались, появились новые починки. Воцарение мира и спокойствия в Поволжье делали её дальнейшее существование бессмысленным. Укрепления разрушались от времени, их не восстанавливали. В 1565 году там насчитывалось 744 двора стрельников, а в 1646 году их было уже 265. Сравнительная статистика дополнительно подтверждает уменьшение простого люда и его явное разорение.
В 1708 году Свияжск с губернией вошёл в состав Казанской губернии. К этому времени крепости уже не было, – разобрали из-за ветхости. Из старых строений сохранились две башни, к ним был пристроен острог. Современники отмечали эти сооружения и в 1727 году. В 1719 году Казанская губерния была разделена на 4 провинции – Казанскую, Свияжскую, Пензенскую и Уфимскую. В 1792 году губернии вновь были перекроены, но Свияжск остался уездным центром. Но всё это – потом, а пока – в 1720 году появилась на холме провинция. Городок опять оказался в блеске популярности. Под его начало вошли города-уезды: Чебоксары, Цивильск, Козьмодемьянск, Васильсурск, Царевококшайск, Царевосанчурск, Кокшайск, Яранск.
В 1781 году уездный Свияжск удостоился своего герба с изображением плавучей крепости на ладьях, у стен плескалась река и плавали рыбы. К концу столетия город на холме, хотя и утратил былую славу, но всё ещё оставался заметным торговым перекрёстком. Здесь действовали таможня, царская изба, кабацкая контора.
18 век характерен для Свияжска церковным строительством. Было возведено несколько новых храмов, отреставрированы старые. Многие монастыри преобразованы в училищные. Туда принудительно собирали детей для подготовки мелких церковных служащих. Учителями состояли монастырские старцы. Учились дети татар, чувашей, мари, мордвы, удмуртов и русских. В 1734 году в Свияжске была учреждена новокрещенская школа. Ученики набирались тоже «неволею». От трудности семилетнего учения тупели, от плохого питания, антисанитарных условий болели, умирали. В 1754 году школу перевели в Казань, а в 1800 году – закрыли совсем.
24 мая 1798 года побывал в Свияжске проездом Павел 1 с сыновьями Александром и Константином.
В городе на горе постоянно откладывается налёт консерватизма. Влияние духовенства довлело над умами горожан. Обывательское благополучие и душевная лень не служили прогрессу. Примером может служить народное образование. В соседних уездных городах уже во всю действовали школы и училища, а в Свияжске за это дело взялись в 1818 году – с большой натугой открылось уездное училище. На первую четверть 19 столетия приходится наибольший спад в Свияжске. В 1825 году его население насчитывало лишь 1969 человек.
По словам Александры Фукс (жены краеведа Фукса): «Свияжск – красив, больше хороших церквей, чем домов. Жители Свияжска ленивы, бедны и склонны к пьянству. Говорили, что зимой жёны кормят мужей и за то требуют покорности себе. Весной же и летом мужья получают доход от перевоза, берут верх над жёнами. Если те не повинуются, то употребляют силу…»
Упадок Свияжска становится особенно заметным после открытия в 1893 году движения по участку железной дороги, проложенному в 10-12 км от города Свияжска.
Наиболее доходным для жителей было рыболовство и охота, плетение сетей, а также продажа в аренду сенокосных угодий в окрестностях города. Промышленность в Свияжске почти не развивалась.
Ежегодно 8 июля и 25 сентября в день престольных праздников в честь Казанской иконы Божией Матери в Свияжске проводились ярмарки. К 1911 году число жителей немного увеличилось – до 3054 человек. К этому времени в городе сложилась разнообразная и вполне жизнеспособная инфраструктура. Здесь была тюрьма, земская больница на 30 коек, 5 учебных заведений, городская библиотека. Действовали телеграф, телефон и почта, активно работали губернское земство и местные благотворительные общества, отряд пожарных оберегал город от огня.
Более всего Свияжск привлекал монастырями, став центром духовно-нравственного и религиозного совершенствования человека. Сюда приезжали люди поклониться святым иконам Святой Троицы, Сергия Радонежского, Николы Можайского, чудотворному образу первосвятителя земли свияжской, -- архиепископа Гермогена.
Град Свияжск в годы революции и войны
Мирная жизнь уездного городка была нарушена уже летом 1917 года. Митинги, стихийно возникавшие в городах и посёлках России по поводу и без, докатились и сюда. Начались перебои с транспортными судами под Свияжском – невесть откуда появлялись агитаторы, желавшие толпы.
Крупный митинг состоялся в дни Первомая. Осенью того же года брожение усилилось. Шла долгая забастовка. Перестали ходить суда, торговцы и купцы несли убытки. Передел собственности иногда доходил до вооружённых драк.
В августе 1918 года восставшие чехи разогнали Казанский Совдеп. Известие о том, что в Казанском банке (где ещё с 1914 года был, ввиду военного положения, сосредоточен золотой запас России) хозяйничают белочехи, повергло Москву в шок. Именно обладание этим золотом открывало путь к власти партии Ленина. Под Казань срочно направляется большевик №2 после Ленина – Лев Троцкий. Для взятия Казани он прибыл в Свияжск. В этом городе и окрестных деревнях спешно провели мобилизацию взрослого населения в Красную Армию. Но так как созданное таким образом войско оказалось непригодным, то взятие Казани закончилось для Троцкого неудачей.
После этого под Свияжском Троцкий ввёл первые заградительные отряды, позже успешно использованные Сталиным. Тогда же наркомвоенмор осуществил первую децимацию – расстрел каждого десятого бойца вместе с командирами. В ночь на 29 августа 1918 года вновь не удалась попытка отобрать у белочехов Казань. Разъярённый Троцкий приказал расстрелять командующих. В три приёма расстреляли 41 человека. Несчастных хоронили монахи на монастырском кладбище успенского монастыря.
Фронт прошёл через уездный город в считанные дни и откатился далеко на восток. В городе остались только раненые и тяжелобольные. Среди прочих больных командиров выделялся один – Иосип Броз Тито, будущий маршал, президент СФРЮ и генсек Союза коммунистов Югославии. Здесь в Свияжске, он наскоро женился, оставив на руках молодой жены сына, о котором, впрочем, не забывал всю жизнь.
Казалось, городок вновь обрёл тишину и покой. Но затишье оказалось временным. Новая власть несла городу новые порядки.


Свидетельства очевидцев свияжской трагедии времён революции и гражданской войны


Открытие памятника Иуде Искариоту
В полдень к острову подошёл катер Троцкого. Забравшись на легковой автомобиль (невиданную в этих местах роскошь) он сказал речь: «Граждане Свободной России! Сегодня на этом острове, где попы и эксплуататоры всех мастей веками морочили голову трудовому народу, мы открываем памятник первому в истории бунтарю, первому революционному протестанту – Иуде Искариоту…» Народ начинал роптать, старухи крестились…


Гибель священников


26 июля (по старому стилю) 1918 года в Свияжский Успенский монастырь прибыли красноармейцы, чтобы реквизировать хлебные запасы. Епископ Амвросий вышел к солдатам, протестуя против очередного насилия, и был арестован. На следующий день его расстреляли. Могила находится в поле на задах огорода А. Ф. Ваняшиной.
В те же дни свияжского кошмара погиб отец Константин Далматов – священник Софийской церкви города Свияжска. После прихода в Свияжск войск Троцкого, отец Константин был обвинён в том, что он, 64-летний почтенный старец, стрелял с колокольни Софийской церкви в наступавших красноармейцев из пулемёта. После этого престарелого протоиерея расстреляли.
Осенью 18-го также расстреляли 18 жителей Свияжска за то, что они кормили отступающих белогвардейцев. Расстреливали всех подозрительных людей без суда и следствия.
Поругание свияжских святынь
Когда казанские чекисты вскрыли раку с мощами святителя Германа, предварив поругание антирелигиозным митингом, случилось непредвиденное. Лишь только была снята крышка и отброшены пелены, покрывавшие святителя, как грянул гром средь ясного неба, и сверкнула молния с невесть откуда набежавшей тучки. «Разоблачения» не произошло. Народ в страхе начал расходиться, а рака наспех была погружена на телегу и увезена в Казань. Но случилось чудо. Нашлись части останков святителя, сохранившиеся в Казанском храме Ярославских Чудотворцев, что на Арском кладбище. И вновь святитель Герман вернулся на свияжскую землю 22 июля 2000 года.
В Никольской церкви, сохранившейся и сейчас, во времена концлагеря (примерно в 1928 году) из кельи святителя Германа доносилось ангельское пение. Его слышали и свияжцы, и специальная охрана, выставленная по такому случаю. Хотя, как ни старались, ничего и никого обнаружить не смогли. Несколько веков мощи святителя почивали в Успенском храме. Около них люди исцелялись физически, укреплялись духовно.
Первый удар свияжская старина приняла на себя осенью 1918 года в дни красногвардейского наскока на остров. Тогда прошли первые «законные» грабежи «для нужд Красной Армии» С уходом регулярных частей обнаружились факты хищения драгоценных и полудрагоценных камней с окладов икон, отдельных предметов церковной утвари, бисера, жемчуга. Свияжск имел 7 церквей, 4 из которых были впоследствии взорваны: Собор Рождества Христова, Благовещенская церковь, Никольская церковь, храм тихвинской Божией Матери. К утраченным святыням относится и Богородицкий монастырь, разобранный на кирпич в 1930-32 годах.
Уже в 1918 году в Благовещенской церкви была устроена временная тюрьма, а вся утварь похищена. Основная масса предметов высокой ценности шла на печально известные аукционы в Париже, Берлине, Лондоне. Казанские учёные-искусствоведы пытались укрыть часть свияжской старины в запасниках музеев.
Печальное зрелище являл собой некогда сказочно красивый, «словно прянишный» городок Свияжск уже к началу 40-х годов. Ограбленные, а то и вовсе взорванные храмы, брошенные на произвол судьбы, доступные любому унижению… Город медленно погружался в небытие…

Оставшиеся храмы

Церковь Константина и Елены – единственная сохранившаяся в Свияжске посадская церковь. Возведена не позднее 17 века на месте деревянного храма. В главном приделе каменного храма находилась икона Владимирской Богоматери. Только в 1993 году вновь прозвучало здесь слово Божие.
Церковь Святой Троицы Иоанно-Предтеченского монастыря – первая деревянная культовая постройка на Правобережье Волги. Единственный в Поволжье памятник русского деревянного зодчества 16 века.
Собор Божией Матери Иоанно-Предтеченского монастыря заложен в мае 1898 года.
Собор Успения Пресвятой Богородицы Успенского монастыря заложен весной 1556 года псковскими мастерами, строившими Казанский Кремль.

Великий и первостепенный


Свияжский Богородицкий Успенский монастырь основан в 1555 году. Он должен был стать подобным собору Успения Божией Матери в Киево-Печёрской лавре. Вскоре была заложена и освящена церковь во имя святителя и чудотворца Николая. Успенский собор был освящён позднее. Вторая половина 16 века – расцвет монастыря. Платили из государственной казны, были подарены земли с крестьянами. Площадь их простиралась от Свияжска до города Мамадыша на Вятке. В 1774 году при Екатерине 2 , последовала секуляризация церковного имущества. При Павле Петровиче состояние монастыря улучшилось.
Успенский Богородицкий первоклассный мужской монастырь занимал 7 место в списке 1105 монастырей Российской империи.

Макарьев – младший брат Свияжска


Всякий, проезжающий по Волге летней порой или золотой осенью невольно залюбуется на древнюю Макарьевскую подгорную пустынь на левом берегу реки Свияги недалеко от впадения её в Волгу. Выглядит монастырь чрезвычайно живописно. Предание утверждает, что Макарьевская пустынь была основана одним из последователей святого Макария Желтоводского схимонахом Исайей. Сам преподобный Макарий был взят в плен в период Казанского ханства, но позже освобождён. Возвращаясь из Казани на родину в Нижний Новгород, Макарий отдыхал в том месте, где стоит ныне пустынь, в память чего и был сооружён здесь храм.
Макарьевская пустынь никогда не имела громкой славы. В 1798 году Павел 1, спускаясь на катере из Свияжска в Казань, увидел её бедные строения и выделил некоторые суммы на улучшение обители. Расцвет Макарьевской пустыни пришёлся на 19 век. В начале 20 века в обители активно строили.
Помещение летнего Вознесенского храма, осквернённое и разграбленное, долгие годы служило складом – сначала туберкулёзного санатория, потом завода «Электроприбор». Смерч разрушения и поругания, прокатившийся по России в 20-30-е годы нанёс и пустыни ощутимые потери. Пожар, случившийся уже в наше время, уничтожил часть настоятельского корпуса и почти ничего не оставил от храмовой росписи.
Сегодня Макарьев – младший брат Свияжска переживает сложные времена. Хотя монастырь формально передан епархии, будущее его неопределённо. Средств, выделяемых епархией, не хватает не только на восстановление, но даже для поддержания нормальных условий жизни немногих насельников.

Стенопись Успенского собора мужского Богородицкого монастыря


Стенопись Успенского собора – уникальный памятник древнерусской живописи второй половины 16 века, единственный дошедший до нашего времени ансамбль фресок времён Ивана Грозного. Роспись датируется примерно 1561 годом. Автор неизвестен.
1080 квадратных метров фресок… несколько небольших, сохранившихся фрагментов фресок на внешней стороне стен, свидетельствуют о том, что первоначально собор имел и наружную роспись, ныне, к сожалению, утраченную. За прошедшие почти 4 с половиной столетия многое унесено временем безвозвратно. Успенские фрески – это ностальгия по красоте Рублевского времени.
Многие иконы из церквей и соборов Свияжска находятся в собрании Государственного музея Изобразительных искусств РТ.

Церковь Константина и Елены


Рассказывает отец Сергий: «Летом 1995 года служили мы всенощную, матушке петь помогали две женщины – археолог и реставратор по специальности. И профессиональный интерес взял верх, случайно простучали одну из стен. Оказалось, на одном участке кирпич кое-как скреплён, -- за ним пустота. Не удержались, интересно стало, легенд-то о спрятанных сокровищах много ходит. Тут же вечером вытащили мы несколько кирпичей размером с небольшое окошечко, заглянули внутрь – открылось помещение, глухое, без окон. Решили, что утром после службы, попробуем расширить проём. А наутро мы все в одночасье заболели – и женщины эти, и у меня сердце прихватило. Чуть не ползком добрался всё-таки до храма, разбил тонкую перегородку и вошёл в эту камеру. А как вошёл – остолбенел: во всю стену намалёван там бес, да такой гнусный – прямо оторопь взяла. Схватил я, что под рукой было, и давай прямо со штукатуркой сбивать. Чувствую: с каждым куском ко мне сила возвращается. В общем, когда всё закончил, из храма вышел здоровым. Вот такое нам «послание» с революционных времён досталось».
Икона Сергия Радонежского чудом попала в храм. Отец Сергий давно знал, что список с чудотворной иконы находится в частной коллекции, просил отдать или продать эту икону, но человек не соглашался. Вдруг приезжает этот человек, – оставил безо всяких денег её. А получилось вот что. Как-то резко у него дела расстроились: семьи, имущества лишился. А тут ещё такое чудо: решил икону заснять, но как ни старался, на снимках лик пропадал. Тут-то он испугался, понял, что нельзя икону дома держать. Поставили образ в храме.

Остров-град Свияжск заявлен в 1996 в список всемирного наследия ЮНЕСКО.


Подписавшись на рассылку «Секреты счастливых» вы получите:
1. Практический семинар «Как понимать себя и управлять своими чувствами?».
2. Аудио-запись вебинара «Что такое счастье и как к нему приходить?».
Ну, и, собственно, будете узнавать секреты,
помогающие преобразовывать свою жизнь у лучшему и делать ее счастливее.

         
Понравился материал? Поделитесь с друзьями!    
 
 
 
 
Яндекс.Метрика MyMed ewoman Каталог сайтов и интернет-статистика   
Всё о развитии человека и самопознании